Можно ли мусульманам держать дома собаку

Содержание кошек в доме

Мусульманам следует помнить, что если человек собирается держать дома кошку, то за ними нужно тщательно следить и ухаживать, поскольку их содержание может привести к тому, что распространятся всевозможные заболевания и паразиты, и следует хозяевам кошек постоянно предпринимать необходимые меры для профилактики.

Также у мусульман возникают вопросы о содержании в доме животных и отношении шариата к этому вопросу. Этот вопрос касается не только кошек – сегодня часто у каждой семьи в доме живут домашние животные, птицы или аквариумные рыбки.

Ислам поощряет все то, что способствует наблюдению за красочным и разнообразным миром, созданным Всевышним, размышляя над Его знамениями и Его могуществе. Но шариат рекомендует внимательно отнестись к своему желанию завести дома питомца, ознакомиться со всей информацией, касающейся его содержания, обо всех трудностях, которые могут возникнуть на этом пути, и после этого решить, стоит ли это того.

Шариат предписывает помнить о том, то клетка и аквариум не является естественной средой обитания животного или рыбы, и действия животного в них ограничены и полностью зависят от воли хозяина. Исламская религия позволяет человеку украшать свой дом тем, что ему нравится, но не является запретным. Содержать дома кошек, рыб, птиц и прочих животных, не является запретным по Исламу до тех пор, пока человек заботится о них и создает для них все необходимые условия, чтобы они вели нормальную жизнь.

Шариат запрещает при содержании животных прекращать заботиться о них и создавать тем самым угрозу для их жизни, а также допускать их гибель. По шариату человек, который взял к себе животное, обязан о нем заботиться, поскольку теперь это животное зависит полностью от своего хозяина. Поэтому мусульманин, если он берет в дом кошку или другое животное, должен не только обеспечивать его едой и питьем, но и заботиться о его здоровье, обращаться к ветеринарам при необходимости, оказывать медицинскую помощь.

При содержании животных в доме, и это касается и кошек, мусульманин должен помнить, что существует ряд болезней, которые могут передаваться от животных к человеку, и если врач выяснит, что животное чем-то болеет, то его в доме содержать запрещено, поскольку существует угроза, что здоровью человека может быть нанесен вред, а Шариат запрещает любое нанесение вреда самому себе или другому человеку.

Предписано даже совершать таямум или омовение землей, если нет никакой воды, кроме той, которая нужна для питья животных, и использовать эту воду не следует.

Шариат сурово осуждает владельцев и работников тех зоомагазинов и зоопарков, у которых животные содержатся в ненадлежащих условиях и о них недостаточно заботятся, и по наступлении Судного Дня им придется держать ответ за свои действия по причине того, что животные испытывали страдания. Приводят хадис из «Сахихуль-Бухари», в котором Посланник Аллаха ﷺ говорит о том, что к тем из людей, кто не проявляет милосердие к творениям Аллаха, и Аллах не будет проявлять милосердие.

Собака воет – горе близко

Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.

В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.

Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.

Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.

Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье. Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Присутствие собаки в доме

Не оставлен в мусульманской ре­лигии без внимания и вопрос о со­держании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому во­просу. Так, аль-Бухари и Муслим при­вели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую со­баку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «…за исключением охраняющей пашню, овец или же охот­ничьей». В некоторых хадисах приво­дится, что каждый день благие поступ­ки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сбор­нике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в ко­тором есть изображение, собака или оскверненный».

Из вышесказанного ясно, что дер­жать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах дела­ется исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А тако­выми являются охотничьи собаки и со­баки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-поли­цейские, поскольку от них есть польза.

Комментируя свод хадисов Мусли­ма, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необхо­димости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допусти­мости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мне­ния. Согласно первому держать их не­допустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозво­ленности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относитель­но этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.

По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в до­ма, в которых они есть. Ангелы-храни­тели же никогда не расстаются с чело­веком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за со­вершенный благой поступок в разме­ре на один или два кирата, то об истин­ном его размере известно лишь Алла­ху. Говорят, что это зависит от вре­да, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьша­ется на два кирата за содержание со­бак в городах и селениях и на один за собак в пустынях

Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесто­чить это и сообщил, что вознагражде­ние уменьшается на два кирата, одна­ко важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки

Ученые объясняют, что вознаграж­дение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный анге­лам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение умень­шается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.

Забытая история

Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.

Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.

Почему мусульмане боятся, не любят собак?

Мусульмане боятся собак, но любят кошек

Мусульмане не боятся собак, они просто держатся подальше, не любят их. Страх проявляется именно тогда, когда грозит близкий контакт с животным, который невозможно предотвратить. Особенно остерегаются собак, находящихся вблизи мечети. Потому что собака может зайти внутрь и помешать молитве. То же касается и дома. Если собака находится в жилище, то читать намаз недопустимо. Такое жилье считается оскверненным, так как животное может хватать зубами вещи или облизывать предметы в доме, на них остаются капельки слюны.

Касательно собак, в мусульманском жилище даже запрещено вешать изображение с этими животными. Некоторые верующие все же испытывают страх перед собакой, он идет на уровне подсознания, инстинктивно. Огромную роль в нелюбви к таким четвероногим существам, играет брезгливость, особенно к мокрому зверю — это оскверняет ритуальную чистоту мусульман.

Коран о животных в исламе

Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.

Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.

Едят ли мусульмане собак?

Мусульмане собак не едят

Каждый мусульманин, воспитывавшийся в традициях своего народа и религии, должен знать, какие продукты можно употреблять в пищу, а какие являются под запретом.

Если животное считается нечистым, то и его мясо является таким же. Также под запретом употребление в пищу свинины — об этом говорится в Коране. Единственным исключением для поедания мяса собаки является:

  • Вынужденный голод.
  • Если человек находится в безвыходной ситуации, ему разрешается употреблять то, что считается недозволенным.
  • Например, если человек умирает от голода и не может найти пропитания, то ему дозволено съесть мясо собаки или даже свиньи. Но лишь в том небольшом количестве, необходимом для сохранения жизни.
  • Как только силы будут восстановлены, то эти виды мяса снова под запретом.

Другим людям, у которых есть деньги и выбор в еде, запрещено нарушать данные запреты.

Что говорит Коран

В священной книге мусульманина о собаке встречается всего три упоминания, которые нельзя трактовать однозначно отрицательно.

Вход запрещен: почему в магазины нельзя заходить с собаками

Первое можно прочитать в суре «Аль-Араф». В ней фигурирует неверующий в Аллаха и Пророка, его сравнивают с псом, который обречен на то, чтобы удовлетворять лишь свои земные, низменные потребности и которому нет входа в рай.

В суре «Аль-Маида» говорится о том, что верующий может употреблять в пищу дичь, принесенную прирученными хищниками. Более того, приручать диких животных, как собак, — дело, угодное Аллаху.

В суре «Асхаб аль-Кахф» рассказывается о юных мусульманах, которые вынуждены были спасаться от религиозных гонений, покинув родной город. Чтобы укрыть их от преследователей, Всевышний насылает на них сон длиною в три столетия, а для охраны оставляет пса.

Внимание! Других упоминаний в Коране нет, однако этого было достаточно для негативного трактования и причисления «друга человека» к грязным животным

Коран о животных в исламе

Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.

Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Отношение к собакам среди приверженцев ислама довольно противоречивое. Многие считают их совершенно нечистыми животными, с которыми нельзя иметь никаких контактов. Другие же не видят в собаке никакого греха и держат дома даже ради развлечения. А что же говорит об этом классический ислам?

В данном случае следует опираться на хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда), являющиеся ценным источником исламского права — шариата. Так, в одном из изречений имама Муслима сказано, что следует несколько раз промывать посуду после того, как её лизнёт собака. Из этого исламские богословы вывели, что слюна животного является «наджисом», то есть нечистотой. Соответственно, недопустимо совершать намаз (молитву) или производить какие-либо иные ритуальные действия при контакте с собачьей слюной. Кроме этого, часть богословов и шерсть животного определяет как «наджис».

Хадисы — священные предания о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, являются одной из главных культурных ценностей исламского мира

При этом сама собака «грязным» существом не считается. Так, имам ан-Нававий говорил, что допустимо держать это животное в целях охоты или охраны. То есть в практических целях. А если нет пользы, то и заводить её не нужно, как следует из изречения богослова. Ему же вторит и имам аш-Шафии, говоря о том, что нельзя держать собаку без пользы.

Таким образом, в представлении классического суннитского ислама нет единодушного запрета на то, чтобы держать собаку. Однако заводить её можно только в практических целях, например, для охраны двора.

Также мусульманские богословы обращают внимание, что недопустимо держать собаку в самом жилище. Один из хадисов имама Муслима предостерегает от этого, предупреждая, что в дома, где живёт собака, не входят ангелы

Поистине, ангелы не входят в дом, в котором находится собака.

Больше запретов на то, чтобы держать собаку в каких-либо целях содержится в исламе шиитского толка. Это, по всей видимости, связано с тем, что шиитами являются преимущественно жители Ирана (персы), на землях которого долгое время с исламом конкурировал зороастризм, чьи последователи весьма высоко ценили данное животное. Соответственно, запрет на собаку — часть борьбы с чуждой религией, а жестокость по отношению к этим животным — печальный пример религиозного соперничества.

Несмотря на всё это, в самом Коране — священной для каждого мусульманина книге, нет прямых указаний на то, что держать этих животных запрещено. И даже напротив, в суре «Пещера» есть указание на собаку по кличке Китмир, имя которой впоследствии приобрело некий магический смысл (его надписывали на посланиях, чтобы уберечь их от пропажи).

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Можно ли держать дома собаку?

Вопрос: Можно ли держать дома собаку?

Ответ: Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить  пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.

Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع

«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).

Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز

«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).

А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):

قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه

«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).

Держать собаку внутри дома

1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.

Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:

لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة

«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).

2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):

هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز

«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).

Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.

Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.

Роль собак в городах

Поскольку ислам распространился по всему Ближнему Востоку и миру, он превратился из религии кочевых народов в религию, сосредоточенную в городах. Многие крупнейшие города мира за тысячу лет между 700 и 1700 годами стали мусульманскими.

Как и в сельской местности, в городах собаки играли жизненно важную роль. Они, конечно, продолжали защищать имущество и отгонять злоумышленников, но здесь животные начали выполнять еще одну не менее важную задачу — они поедали пищевые отбросы.

Городские власти от Багдада и Дамаска до Стамбула и Каира использовали потребляющих отходы собак как средство поддержания чистоты городских улиц. Лидеры мусульман строили поилки для собак, многие мечети снабжали их едой, а мясники их использовали для отпугивания крыс и прочих вредителей. Люди, совершавшие насилие против городских собак, нередко подвергались наказанию. Города мусульман были намного чище и приятнее, когда в них жили собаки, чем без них.

Все это означало, что мусульмане всего мира регулярно взаимодействовали со множеством собак. Они поняли, насколько эти животные полезны в качестве охранников и средств очистки улиц, и, мы можем предположить, что у них сложились довольно близкие отношения, основанные на регулярном контакте и типе привязанности, порожденной взаимной зависимостью.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ, который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ, что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Почему собака нечистое животное в Исламе?


Собака нечистое животное в Исламе Большинство мусульман отличается своей брезгливостью. Такое чувство неприязни распространяется и на собак.

  • Считается, что этих животных запрещено держать дома и вблизи себя.
  • Если контакт все-таки произошел, то необходимо обязательно совершить ритуал очищения себя от «грязи».
  • Никакие контакты между собакой и мусульманином не должны поощряться. И даже если в душе человек и любит животных, то к собакам у него негативное отношение.

Так почему собака нечистое животное в Исламе? Такое отношение возникло из описания собак в Коране.

  • Существует одно народное сказание – когда-то, собака укусила пророка Мухаммеда, за это действие люди ее прокляли.
  • Но в Коране об этом не упоминается.
  • А вот в священной книге магометан, наоборот, говорится о нечистоте собак и всяческом запрете на соприкосновения, так же с их слюной и шерстью.

Нечистой считается именно слюна животного, так как в ней живет много инфекций и бактерий. Собаки часто подбирают мусор с земли, съедают отходы со свалок, перенося, таким образом, различные болезни. Если мусульманин случайно вступил в контакт со слюной собаки, то необходима тщательная стирка его одежды и омовение водой, чтобы смыть с себя частицы слюны. Так поступают из соображений гигиены и брезгливости к этим животным.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

  1. В исламе запрещена собака как домашнее животное. Фактически, если мусульманин держит ее в качестве домашнего животного, Аллах уберет какую-то небесную награду за добрые дела.
  2. Употреблять в пищу мясо этого животного.
  3. Входить в мечеть. Этот хадис утверждает, что если собака проходит перед людьми, которые молятся, она аннулирует их молитву. Аннулирует означает «сводит к нулю» или «делает неэффективным или неработоспособным». Если группа людей молится и собака ходит между ними в Мекке, то их молитва становится недействительной.
  4. Жить в одном доме. Основная причина: у собак присутствуют многочисленные микробы. Вторая причина, больше религиозного характера — они не позволяют ангелам войти в ваш дом.
  5. Если до одеяния дотронется собака, приступать к молитве в этой одежде нельзя, ее необходимо выстирать и очистить от шерсти.
  6. Нельзя покупать или продавать собаку. Мухаммед считал, что деньги, полученные от продажи, считаются «злыми», как деньги, полученные от проституции, колдовства или ростовщичества.

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Собака — друг семьи

Часто люди, которым очень хочется держать собаку, они говорят о том, что это их семейный друг, член семьи. Если вы так одиноки, что у вас кроме собаки друзей нету и не о ком заботиться, на содержание этих собак, я знаю, уходит огромные средства, я имею ввиду просто декоративные или просто домашние собаки, огромное, огромное количество средств, по подсчетам международных организаций, миллионы долларов тратя граждане золотого миллиарда на то, чтобы содержать своих питомцев, вот вы бы просто, в определенный ваш выходной поехали в один из отдаленных приютов, например, Подмосковья, пообщались с директором, поспрашивали, какие есть дети, какие ребята, что им нужно, пообщались бы с ребятами, они бы к вам привыкли, что приезжает такой-то раз в неделю, две недели. Лишний раз пообщаться, поговорить, что-то подарить им, посмеяться, похвалить.

Как сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), что погладив голову ребенка – это огромное благо, саваб большой. И опять я напомню хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), вот всякий раз, когда мы содержим собаку только для развлечений, без уважительной причины, ни как служебную собаку, которая полезна, а именно для развлечения, как наш друг, член семьи, мы получаем грех и наш саваб улетучивается, кырат из саваба улетучивается.

Вот, а если мы найдем в себе силу воли сесть на электричку или в машину и поехать в какой-то один из приютов, и просто пообщаться час-два с ребятами, с девочкой, с мальчиком, с кем-нибудь, педагоги там сами подскажут, кому нужно такое общение, то вам будет огромнейшая, огромнейшая награда. И этот человек, если вы постоянно будете его посещать, да, может быть вы не можете его взять на содержание, это очень серьезный поступок – взять сироту на содержание и воспитать его, но хотя бы приезжать, и приезжать постоянно, вы же хотите собаку держать лет десять, пятнадцать она живет у хозяина, вы лучше проявите заботу о ребенке. Для вас больше будет саваба, больше награды. А собак, согласно сунне пророка Мухаммада ﷺ, дома держать без уважительной причины, запрещено.

Исключение для борзых

Совсем другое отношение в мусульманских странах к такой разновидности борзых, как салюки, которых еще называют персидскими борзыми и газельими собаками. Их здесь очень любят и всячески холят и лелеют. Считается, что это одна из самых древних пород на земле. Это довольно крупная, изящная собака. Ее предназначение — охота на газелей, зайцев, другую мелкую дичь.

На Востоке им шьют специальные покрывала для зимних холодов, а летом они носят легкие плащи, защищающие от солнца и комаров. При этом материал используется самый изысканный, чтобы животные радовали глаз.

Салюки спят на устроенных для них постелях, питаются особенными продуктами, в основном мясными. А также в их меню присутствует выпечка из финикового теста и верблюжье молоко. Считается, что такая пища благотворно влияет на легкие собаки, что придает ей легкость во время бега.

Почему мусульманам нельзя трогать, гладить собак?


Мусульманам нельзя трогать, гладить собак Запрет на прикосновение к собакам появился не просто так. Мусульмане руководствуются не только своей верой или религией, но и правилами безопасности. Собаки могут болеть очень опасным заболеванием, которое ведет к гибели самого животного и передается человеку – это бешенство.

Раньше люди не понимали, что взаимосвязь с собакой может быть опасна. Поэтому в «божьих законах» просто прописывали запреты на прикосновения к тем или иным потенциально опасным животным. Народ был менее сообразительный, чем в современное время. Научных и медицинских познаний не было, поэтому все слепо верили тому, что написано «свыше». С того времени и пошло утверждение у мусульман, что собак лучше не трогать и не гладить.

Негативное отношение к собакам сегодня

Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.

Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки — уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.

Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.

Хадисы о собаках

Есть несколько хадисов, которые предупреждают о последствиях для владельцев животных:

  1. «Кто держит собаку, того добрые дела будут уменьшаться каждый день одним кеараатом (единица измерения), только если это не собака для фермерства, скотоводства».
  2. «Ангелы не войдут в дом, где есть пес или картина с животными».
  3. Другие хадисы говорят нам, что, если мы прикасаемся к собаке, наше омовение является недействительным, и мы становимся нечистыми, и нужно семь раз мыться, чтобы очистить эту грязь, восьмой раз — землей.

Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что эти животные поймают на охоте. Также конкретно упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости в дальнейшей очистке. Естественно, добыча охотничьего животного вступает в контакт со слюной, и это не делает мясо нечистым.

Причины, по которым татары считают собак «нечистыми» животными

Издавна язычники наделяли особой божественностью животных и считали, что они могут видеть больше, чем люди. Однако с появлением других религий появилось много суеверий, связанных с животными. Одним из таких суеверий является уверенность мусульман, а в особенности татар, которые исповедуют эту религию, в том, что собаки – это «нечистое» животное.

Интересен и тот факт, что такое мировоззрение у татар, связанное с собаками, имеет несколько объяснений. В первую очередь, это, конечно же, мусульманская вера, по которой считается, что собака является «нечистым» животным, так как она является предвестником скорой смерти.

Исходя из мусульманской веры, в тот дом, где содержатся собаки, никогда не сможет войти ангел. Именно поэтому, несмотря на то, что религия уже не имеет такого огромного влияния, тем не менее татары продолжают остерегаться собак и не пускают их в дом или квартиру. Более того, большой проблемой для них есть то, что собака может вылизать тарелку. Ведь в таком случае эту тарелку нужно помыть семь раз подряд, после чего протереть ее землей. В ином случае их могут ожидать серьезные проблемы.

Поскольку в языческих верованиях было принято гадать по собачьему вою, то в средневековье было принято решение убивать собак. Особенно это касалось черных собак, так как они считались служителями дьявола. Однако со временем это решение было изменено, и собак начали держать для того, чтобы они охраняли овец.

Еще один запрет связан с язычеством. По давним верованиям, собаки могут видеть ангела смерти, именно поэтому и воют, сообщая о скорой смерти одного из жителей дома. Такое же мнение было и у многих славянских народов, которые считали собачий вой предвестником какого-то горя.

Несмотря на это предки татар, булгары, не так критично относились к вою собак. Более того, для них это был хороший знак, так как вой собаки предвещал урожайный и удачный год. Да и для девушек вой собаки был хорошим предвестником. К примеру, если во время зимнего гадания прислонить ухо к земле и услышать собачий вой, это означало, что у девушки будет хороший жених, и ей уже пора готовиться к замужеству.

Проведя анализ среди различных религий, историки пришли к выводу, что такое отношение к собакам было смешано с суевериями. А вот плохое отношение к собакам появилось только во времена зарождения ислама и иудаизма, по причине того, что собаки были верными друзьями язычников и принимали участие во многих ритуалах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector