Образ кошки в искусстве
Содержание:
- Джон Чарлтон (John Charlton) (1849-1917)
- Луис Уильям Уэйн (Louis William Wain) (1860-1939)
- Другие художники, изображавшие кошек
- Художники XXI века
- Современное искусство
- Работы Барбера
- Кошки в Древнем Египте
- Рисунок кошки
- Пьер Огюст Ренуар
- Японский фарфор 20-го века
- Как рисовать тело кошки (кота)
- Кошки в живописи XVII – XIX веков
- Энди Уорхолл
- Луис Уильям Уэйн
- Работы из Голландии
- Традиционная японская графика
- Экспонаты Лувра
Джон Чарлтон (John Charlton) (1849-1917)
английский художник. Родился в Нортумберленде, в бедной семье. Чарлтону рано пришлось
бросить школу и начать зарабатывать на жизнь. Вечерами он посещал занятия в Школе живописи.
Его рисунки лошадей и собак пользовались успехом, Чарлтон начал выполнять заказы –
портреты домашних животных. В 1870 г. он впервые выставлялся в Королевской академии и вскоре
переехал в Лондон.
В 1880-е годы Британия вела несколько войн в Африке и других колониях. Чарлтон стал писать
батальные сцены, но при жизни автора они не пользовались успехом. Во время первой мировой
войны на фронте погибли оба сына Чарлтона, он сам скончался вскоре после этого.
Луис Уильям Уэйн (Louis William Wain) (1860-1939)
английский художник, прославившийся своими изображениями кошек.
Родился в Лондоне в бедной семье. Рано начал зарабатывать на жизнь, рисуя жанровые сценки из
сельской жизни и портреты домашних питомцев.
Питер, чёрно-белый котёнок Уэйна,подтолкнул художника к созданию «кошачьей» серии рисунков.
Первый рисунок с кошками был опубликован в журнале под Рождество 1886 года и назывался
«Рождественская вечеринка котят» (A Kittens’ Christmas Party). Рисунок состоял из 11
секций, каждая со своим сюжетом: кошки отсылали поздравления, играли в игры, общались друг с
другом. Со временем кошки Уэйна приобрели антропоморфные черты. Уэйн проиллюстрировал
несколько десятков детских книг, выпустил множество открыток, его рисунки часто
публиковались в газетах и журналах. Уэйн не только рисовал кошек, он состоял в нескольких
благотворительных организациях, занимающихся защитой животных.
Будучи вполне успешным и знаменитым художником, Уэйн, тем не менее, всю жизнь испытывал
финансовые трудности. Особенно тяжело ему пришлось во время и после первой мировой войны
– заказов практически не было, жить было не на что. К старости у Уэйна развилась
шизофрения. Последние годы жизни он провёл в лечебнице.
Работы Луиса Уэйна снова получили популярность в 90-х годах XX века. Многочисленные открытки
с рисунками Уэйна стали объектом коллекционирования.
Другие художники, изображавшие кошек
Китагава Утамаро (1753-1806)
один из величайших мастеров гравюры на дереве укиё-э. Был очень популярен в Европе в
середине 19 века. Настоящее имя Китагава Ичитаро. О жизни художника известно немногое. Был
учеником, а возможно, и сыном художника Ториямы Секьена, последователя школы Кано. Позже
обратился к укиё-э. В середине 1780-х стал жить вместе с молодым издателем Цутая Юзабуро. В
этот период он много занимался книжной иллюстрацией. В 1790-х годах Китагава начал создавать
поясные портреты женщин (художники укиё-э обычно рисовали людей в полный рост). Он также
рисовал животных, пейзажи и шунга – эротические сценки. В 1804 г. опубликовал
иллюстрации к запрещённой книге и подвергся гонениям. Эта история подорвала его здоровье и
испортила карьеру. Через 2 года он умер.
Утагава Хиросигэ (1797-1858)
художник-график школы Утагава. Происходил из знатного рода, в детстве лишился родителей. В
13 лет стал начальником пожарной охраны замка Идо и оставался на этом посту 14 лет. В
свободное от службы время Хиросигэ много рисовал. Позже хобби стало профессией. За свою
жизнь Хиросигэ создал не менее 5400 гравюр. Наиболее известный циклы – «100 видов Эдо»
(1832) и «53 станции Токайдо» (1833–1834). Работы Хиросигэ оказали большое влияние на
французских импрессионистов.
Тойохара Куничика (1835-1900)
ученик Утагавы Кунисады. Настоящее имя О-шима Ясохачи. Когда отец потерял свой бизнес,
мальчик взял фамилию матери и стал Аракава Ясохачи. В 11 лет стал делать традиционные
японские абажуры на продажу, в 12 стал рисовать иллюстрации для магазинчика своего старшего
брата. Примерно в это же время он стал учиться у Кунисады. В 1860-е годы он считался одним
из ведущих художников укиё-э. У него было много учеников. Куничика был несколько раз женат,
имел нескольких внебрачных детей, часто посещал гейш и злоупотреблял алкоголем. Он был вечно
в долгах, одевался неряшливо.
Тойохара Чиканобу (1838-1912)
Настоящее имя Хашимото Наоёши. Использовал псевдоним Ёсю Чиканобу. Принадлежал к клану
Сакакибара, проживавшему в провинции Эчиго. Сражался в межклановых войнах. Изучал живопись
школы Кано, но позже переключился на укиё-э, стал учеником Куниёси. С 1875 г. стал
зарабатывать на жизнь как художник. Рисовал сцены из японской мифологии, актёров кабуки,
батальные сцены, красавиц бидзинга.
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (1839-1892)
последний великий мастер укиё-э, японской гравюры на дереве. Настоящее имя Овария Ёнедзиро.
Родился в Эдо, в семье богатого торговца, который впоследствии стал самураем. С 11 лет
учился у Куниёши. В 1860-е годы создаёт серию кровавых батальных сцен, которая имела успех у
покупателей, а также серию «28 знаменитых убийц». Позже он обращается к японскому фольклору.
В начале 1870-х заказов стало очень мало, художник жил в нищете. Потом удача вновь
улыбнулась ему. С тех пор он начал подписываться Тайсо Ёситоси (тайсо значит «возрождение»).
Однако денег по-прежнему не хватало. В 1876 г. его подруга Окото продала себя в бордель,
чтобы помочь ему финансово. В 1880 г. Ёситоси женился на бывшей гейше с двумя детьми. В
конце жизни страдал психическим расстройством.
Кёсай Каванабе (1831-1889)
сын самурая, учился у Утагавы Куниёши и мастеров школы Кано. В период революции 1867 г. стал
карикатуристом – первым японским политическим карикатуристом, – несколько раз
подвергался аресту.
Хироаки Такахаси (1871-1945)
Родился в Токио. Настоящее имя Такахаси Кацутаро, в течение жизни использовал несколько
имён: Сотей, Хироаки, Комей. Учился традиционной японской живописи нихонга у своего дяди.
Такахаси рисовал в основном пейзажи в стиле шин ханга. Когда Такахаси было 52 года, пожар,
начавшийся после землетрясения, уничтожил все 500 гравюр, созданных художником. Летом 1945
года он поехал навестить дочь в Хиросиме. Больше его никто не видел.
Художники XXI века
Художники рисующие кошек в XXI веке, продолжают экспериментировать не только с жанрами, но и с техникой: принты, компьютерная графика и др. Антропоморфизм процветает: многие мастера делают акцент на сходстве домашних питомцев и их владельцев, по сути – всех людей в целом. На пике популярности легкие, позитивные сюжеты, полные веселья или светлой грусти. Растет интерес к восточным мотивам.
Картины Дебби Кук излучают положительную энергетику, кошки Дебби – ласковые, добродушные, любопытные и веселые. Ее мотивы можно встретить по всему миру на салфетках, кружках, одежде, аксессуарах, посуде. Работает пастелью, акварелью, акрилом, карандашами.
Московский художник Алексей Долотов рисует разных зверушек в собственном, хорошо узнаваемом стиле. Особенно популярны картинки художника Ксенопуса (ник, под которым Алексей общается с пользователями в своем блоге). Романтика, легкость, почти невесомость, нежность.
Лев Бартенев, московский художник 1963 года рождения, стал широко известен на родине после выхода серии графических рисунков животных. Пейзажи, написанные акварелью, выставляются в галереях Дании, Швеции, Германии, Эстонии. Но в России особой популярностью пользуются коты – веселые и грустные, романтичные и забавные, всегда упитанные, пушистые и нежные. Пушистики Бартенева – самые известные коты Российского «производства», хотя картинки художника Ксенопуса составляют им определенную конкуренцию.
Помимо живописи, образ кошки присутствует во всех направлениях искусства: поэзия, скульптура, кино и анимация, современные виды творчества.
Акрил и камень, работы итальянки Эрнестины Галиной
Скульптура кошки из металла, камня и других материалов
Картины из шерсти кошки и других животных, выполненные по технике сухое валяние (объемные, фактурные работы) или мокрое валяние (плоские картины, будто нарисованные густыми красками).
Мастера создают уникальные картины из шерсти мурлыки кардочеса в соотношении пять к четырем только по индивидуальному заказу. Обычно для фелтинга используют гребенную ленту (шерсть мериноса), войлок, ангорскую или овечью шерсть.
Современное искусство
Художники XX века не перестают любить кошек. Картины с изображением кошек становятся максимально реалистичными, мастера добиваются почти фотографического сходства. Многие художники решаются отступить от привычных клише – завоевывают популярность работы, на которых кошка наделена антропоморфическими чертами или выполненные в жанре абстракции, фантазии, карикатуры.
Потрясающая детализация и сочные оттенки приковывают взгляд: медовые глаза, блестящие шерстинки, кокетливая обводка носика, шикарные усищи. Природа показала себя настоящим художником, раскрасив шубку кота Леонардо, Geoffrey Tristram запечатлел великолепие мраморного окраса при помощи кистей и красок.
Mi Chunmao является членом правления Союза Художников Китая. Его работы известны не только на родине, но и во всем мире. Полотна выставляются в престижных галереях, многие работы пополнили частные коллекции. Работакошка с котятами, созданная по технике гохуа – письмо тушью на шелке или бумаге, существует более пяти веков.
Глядя на работы Суэллен Росс, с трудом верится, что картины написаны вручную без помощи компьютерных программ. Суэллен пишет акварелью, использует чернила и цветные карандаши. Ниже – фантастически красивый кот, изумрудные глаза которого полны жизни.
Портрет кошки работы Герберт Сьюзен. Британская художница-самоучка пишет картины, повторяющие сюжеты работ известных мастеров. Прекрасная «дама» в платье небесного тона в оригинале – принцесса Елизавета.
Работы Барбера
Charles Burton Barber (1845-1894) – почетный член художественного института Великобритании. Его работы украшали дворец Королевы Виктории. Реалистичные, наполненные смыслом картины пользовались невероятным спросом еще при жизни автора. Образ усатых в искусстве, предлагаемый Барбером, абсолютно соответствует истинному облику этих животных. Возможно, в этом и кроется секрет успеха картин британского художника.
Юная девушка и молодая кошечка мраморного окраса. Обе красавицы полны еще несмелой грации, в позах уже отчетливо просматривается изящество, присущее женскому полу. Сакральный смысл – покорись или умри. Взирающий сверху вниз крошечный котенок олицетворяет союз человека и усатой питомицы: лояльная к человеку кошка позволила приручить себя, но осталась непобежденной. Куда более сильный хищник погиб, отказавшись идти на компромисс, и его шкура, брошенная к ногам человека, теперь украшает пол гостиной.
Кошки в Древнем Египте
Кошка прокралась в большое искусство лишь в XVIII столетии, однако еще в Древнем Египте хвостатых богинь ваяли из камня, рисовали на стенах и посуде, лепили из глины. Ювелирные изделия, гравюра, мозаика, фигурки из металлов, инкрустированные сердоликом, бирюзой и лазуритом – всюду были кошки. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки – бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза кошки сужались или расширялись (видимо, жрецы применяли особый механизм для изменения диаметра зрачков). Каждый час изо рта священного животного струилась вода. Однако поклонение кошке было лишь частью религии. Египтяне славили не саму кошку, а богов, говоря с небесными правителями через священных животных.
Экспонат Лувра: Древний Египет, эпоха ранних династий, глиптика. В центре – око Ра, символ Солнца. По краям – усатые помощницы верховного божества. Нижняя часть – ночь (кошки убивают змея Апопа, символизирующего тьму и мрак), верхняя – утро (ибис в центре – священная птица, символ возрождения, обновления и мудрости).
Расселившись по миру и завоевав любовь самых почтенных особ, для масс кошка все еще оставалась только полезным зверем, оберегающим амбары от грызунов. В средние века, в эпоху религиозных культов, инквизиции и борьбы с надвигающимся на мир дьявольским хаосом, кошка оказалась неугодной человечеству. Изображение кошки в искусстве XVII века – незначительная деталь, скромный фоновый элемент «на задворках».
Рисунок кошки
Рисовать животных может быть сложно, но это также увлекательно, особенно если у вас все получается.В этой статье я расскажу вам как нарисовать кошку, чтобы она выглядела реалистично и убедительно даже в форме эскиза. Чтобы ваше изображение выглядело максимально реалистично, мы рассмотрим наблюдения, быстрые наброски, распознавание структуры и уточнение вашего рисунка.
Многие люди думают, что, поскольку животные покрыты мехом, вам не нужно беспокоиться об их структуре или анатомии. Но главный совет для рисования животного – поддерживать хорошее понимание структуры под мехом. А что. ели это будет кошка – сфинкс? Без меха…
Итак, давайте посмотрим на шаги, которые вы должны выполнить, чтобы научиться рисовать правдоподобную кошку.
Можно конечно ограничиться такими вот рисунками, примитивных кошек. Они, кстати, тоже выглядят классно и могут стать ярким пятном в вашем скетчбуке
Начните с набросков, проследите движения питомца, взгляд, поворот головы, позы, движения хвоста. Можно не следовать картинкам, а попробовать со своих. Старайтесь более точно передать динамику
У кошек много поз, вот сидя
Кошка лежит. Да. это рисунок кошки, но для начального этапа спящая киса вполне сойдет
Обратите внимание на уши кошки, они неоднородны и не всегда в одном положении, зафиксируйте несколько
У кошек бывает разное настроение. Может вы устали ловить позы своей любимицы и сделаете ей подарок в виде вот такой яркой картинки
Кошки бываю толстыми, посмотрите где утолщается ваша модель, или она стройная грация?
Идеально, когда кошка спит. Обычно это самые легкие рисунки кошки. Посмотрите как она складывает хвост и поджимает лапки.
Быть может у вас дома живет милашка с огромными глазами, обязательно сделайте на этом акцент
Если совсем не получается эскизы, попробуйте нарисовать кошку в графическом варианте. Тут почти все линии прямые и немного в правильном направлении штриховка.
Отличный вариант кошек на бумаге из скетчбука – пастелью или мелками
Можно сделать такой кошачий сет – мордочка, миска с молоком, любимое лакомство
Спящая кошка.
Если юный художник еще не добился точности в рисовании фигур, предлагают ему воспользоваться линейкой. Далее:
- рисуют большой круг, а внутри – маленький. Стараются соблюдать пропорции 1:2 соответственно;
- к маленькому кружочку присоединяют два треугольника (ушки), внутри обозначают глаза, носик (перевернутый треугольник), ротик. Добавляют усы;
- подрисовывают хвостик.
Реалистичная кошка
Туловище рисуют в форме овала, вытягивая вертикально. Далее:
- добавляют круглую голову. В овале добавляют передние лапы, на голове – ушки;
- добавляют задние лапки;
- прорисовывают основание передних лапок, коготки, мордочку.
Кота раскрашивают разными цветами, используют технику штриховки, так шкурка будет больше похожа на настоящую.
Как нарисовать кошку в движении
На листе делают композиционное размещение рисунка. Для этого:
- общее положение фигуры отмечают овалом. Намечают голову, туловище. Проводят плоскость, на которой стоит кот. Ее отмечают горизонтальной линией. Штрихами намечают лапки;
- с помощью вспомогательных линий проверяют пропорции. Например, по границам туловища, головы проводят горизонтальные линии. Сравнивают вертикальные отрезки, два нижних примерно одинаковые, верхние – короче;
- следует изучить скелет кошки в соответствующей литературе. Это потребуется для понимания движения тела животного, чтобы создавать объем «изнутри». Обозначают ключевые точки скелета. Точки суставов используют для контроля за пропорциями (тело симметрично);
- намечают абрис фигуры;
- покрывают легкими штрихами (локально) темную часть рисунка. При этом оттеняют выпуклые элементы (бедро, ребра, плечо). Шерстку обозначают по абрису, делают для этого более темные тонкие штрихи. Затем, наносят рисунок шерсти, усиливают объем.
Уточняют детали. Получают кошку в движении.
Пьер Огюст Ренуар
Французский импрессионист, создавший около 500 живописных полотен, искренне восхищался кошками. «Кошки — единственные женщины, о которых стоит говорить. Их всего веселее писать», – шутил художник.
Одна из самых узнаваемых его работ – «Жюли Мане с кошкой». Кстати, девочка, что держит на коленях улыбающуюся трехцветную красотку, – племянница другого выдающегося импрессиониста Эдуара Мане, который написал «Олимпию» и «Завтрак на траве».
Ренуара привлекали женщины с кошачьими повадками: такой была его любимая натурщица и жена Алин Шариго.
Но иногда он писал одиночные портреты кошек и они с удовольствием ему позировали.
Японский фарфор 20-го века
Кутани – это стиль японского фарфора. Его основателем является Гото Сайдзиро,
который в 1655 г. построил печь для обжига глины в деревушке Кутани (сейчас эта деревушка
вошла в город Кага). Отличительной чертой фарфора Кутани являются яркие цвета –
зелёный, синий, жёлтый, пурпурный – и сплошной узор, покрывающий всю поверхность
изделия. Всего существует 6 стилей росписи.
На многих фигурках кошек можно видеть сузу – колокольчик
Такие колокольчики находятся
в синтоистских храмах – прежде, чем обратиться к богу, надо позвонить в колокольчик,
чтобы привлечь его внимание. Считается также, что это отгонит злых духов и поможет человеку
очиститься
Колокольчики используются также в качестве талисманов. Их вешают на ключницы,
зеркало заднего обзора в салонах автомобилей и т.д.
Как рисовать тело кошки (кота)
У кошки, как правило, длинное, гибкое тело.
Скелет кошки
Мышцы кошки
Кошачьи стопы
Кошачьи лапы и пальцы ног кажутся округлыми и бархатистыми. Под этой мягкой оболочкой скрывается острый коготь, который можно вытягивать или втягивать по желанию. Это позволяет кошкам держать свои когти острыми, в отличие от нерастяжимых когтей собаки, которые притупляются от постоянного контакта с землей.
Рисунок кошачьей стопы
Начните с легкого наброска общей формы запястья. Добавьте пальцы и коготь большого пальца (еще его называют прибылым)
Обратите внимание, что коготь прибылого пальца немного выпирает. Это почти тоже самое, что человеческий большой палец
Обведите работу ручкой, используя ломаные линии, чтобы указать на разрезы кожи, из которых появляются когти кошки.
Подушечки лап
У кошки есть одна большая подушечка по центру лапки и по одной маленькой подушечке на нижней стороне каждого из ее четырех пальцев.
Обратите внимание на заднюю лапу этой кошки, лежащей на спине. Кошачьи когти не выпущены, но щель кожи, из которой каждый коготь выходит на каждом пальце, видна
Обратите внимание, насколько костлявой является «лодыжка» кошки и как она выступает в суставе.
Кошачьи когти
Когти кошки острые и помогают ей карабкаться, ловить предметы и защищаться.
Эта кошка выпустила когти. Стрелки указывают на прибылые пальцы, которые расположены почти как большие пальцы человека (но не такие гибкие).
Кошачьи и человеческие руки
Это может помочь визуализировать человеческие руки в той же самой позе. Хватательные человеческие руки и сжимающие кошачьи лапы похожи по расположению. Стрелки показывают большие пальцы, которые немного похожи на кошачьи лапы.
Упрощенный взгляд на костную структуру кошачьей лапы и когтей.
У кошек гибкие и гладкие ноги, которые помогают им сохранять чувство равновесия и грацию.
Кошачьи лапы
У кошек гибкие и гладкие лапы, которые помогают им сохранять чувство равновесия и грацию.
Рисуем передние лапы за 3 шага
На первом рисунке основными точками акцента являются «плечи» и «запястья».
Как только эти ключевые физические аспекты будут намечены, все остальное пойдет гораздо легче
Обратите внимание, как «запястья» слегка изогнуты внутрь
Готовый рисунок обведите ручкой или литером.
Строение задних лап кошки
Кошачий хвост
У кошки хвост, как правило, длинными и выразительными. Если кошка счастлива, ее хвост может быть поднят вверх с загнутым кончиком. Рассерженная кошка может вилять хвостом взад и вперед. Однако, если хвост просто слегка подергивается, кошка, вероятно, просто интересуется чем-то. Взволнованная кошка может распушить весь свой мех, включая шерсть на хвосте.
Это дружелюбный, счастливый кот. Его хвост высоко поднят и слегка изогнут, показывая, что он уверен и расслаблен.
Мех
Кошки бывают длинношерстные и короткошерстные, и каждый вариант имеет свои особенности.
Легче увидеть основную анатомию короткошерстной кошки. Это может облегчить понимание того, что происходит с телом кошки, когда вы пытаетесь нарисовать его, и снижает вероятность анатомических ошибок.
Анатомия длинношерстной кошки часто скрыта под густым мехом. Тем не менее, художник все равно должен соблюдать кошачью анатомию, чтобы нарисовать кошку, не превращая ее в пушистую, бесформенную кляксу!
Направление меха на голове кошки:
Направление меха на теле кошки:
Вот готовый рисунок того же кота
Обратите внимание, что штрихи, изображающие мех, были нарисованы в том же направлении, что и стрелки на предыдущей схеме
Кошки в живописи XVII – XIX веков
Первые картины с изображением кошек появились в XVII веке. На полотне парижанина Луи Ленена «Счастливая семья» в кругу домочадцев можно увидеть усатую компаньонку. Она стала неотъемлемой частью быта, допущена в жилище, но держится особняком.
В первой половине XVIII анимализм начинает развиваться, как самостоятельный жанр. Милые и смышленые мурлыки из охотников на грызунов превращаются в любимых членов семьи. Картины с изображением кошек становятся все более популярными.
Реалистичная работа Чарльза Батлера изображает юную красавицу с молодой кошечкой мраморной расцветки. Нежные прелестницы схожи своей природной грацией, как две подруги. Ясно читается аллегорический подтекст. Пушистая воспитанница научилась ладить с людьми и была принята в «круг избранных». Ее дикий сородич не захотел покориться и занял место в гостиной в качестве мехового коврика.
Озорной котенок персидской породы работы бельгийского художника Ван ден Эйка забрался в «святую святых» – библиотеку. Милый пушистик яркого черепахового окраса с любопытством познает мир. Он непринужденно устроился среди старинных фолиантов и бумаг прямо на очках хозяина и словно говорит: «Хватит работать. Поиграй со мной!».
Энди Уорхолл
Ближайшим другом идеолога современного коммерческого поп-арта был роскошный колор-пойнтовый кот по кличке Сэм, который занимает немаловажное место в его творчестве
Художник создал солидную коллекцию портретов Сэма, где запечатлел его в разных позах, ракурсах и цветах. Чтобы вдохновить с такую неординарную личность как Уорхолл, надо обладать выдающимся талантом, и, похоже, коту это удавалось.
Мир меняется, и сегодня мы любуемся котиками в интернете гораздо чаще, чем в альбомах с репродукциями картин великих художников. Но до чего же приятно знать, что многие из них разделяли нашу симпатию к этим загадочным созданиям.
Луис Уильям Уэйн
Самый «кошачий» из всех знаменитых художников не просто любил кошек – они были смыслом его жизни. Он держал их в доме, был активным участником нескольких благотворительных обществ, выступавших в защиту кошек, дважды избирался президентом Английского национального кошачьего клуба.
Вначале Уэйн рисовал пейзажи и других животных, но постепенно его целиком захватила кошачья тема. Как он сам признавался, основу для его творчества заложил черно-белый кот Питер, которого он подарил жене маленьким котенком, и который частенько становился героем его рисунков.
Коты Уэйна ведут себя как люди: ходят на задних лапах, играют в карты, пьют чай, учатся в школе, заседают в парламенте, читают книжки, занимаются спортом, танцуют и поют. Он постоянно выдумывал новые забавные сюжеты и за 30 лет активной творческой деятельности создал несколько сотен тысяч иллюстраций.
К сожалению, в 60 с лишним лет у Луиса обнаружилось прогрессирующее психическое заболевание. Он страдал галлюцинациями и бредовыми идеями, проявлял агрессию, а его кошки становились все причудливее и абстрактнее. Художника поместили в психиатрическую клинику, где он провел последние15 лет жизни, продолжая без устали рисовать своих любимцев.
Работы из Голландии
Henriette Ronner-Khip (1821-1909) – потомственная художница из Голландии. Увлеклась написанием кошек в 1870х годах, как раз в то время, когда в ее доме поселилась усатая непоседа. Получала заказы от королей Бельгии, Пруссии, Португалии.
Картина кошка с котятами: теплые тона и мягкие линии, очень «домашняя», умиротворяющая работа.
Charles H. Van den Eycken II (1859-1923) – популярнейший бельгийский художник-реалист. Один из ведущих анималистов XIX века.
Классическая персиянка солнечного черепашьего окраса в окружении книг. Игривая поза, теплая позитивная энергия. Символизирует любознательность кошек и их отношение к жизни – тяга к знаниям похвальна, но через игру и веселье мир познавать куда интереснее.
Традиционная японская графика
1. Кошки в Японии
Кошки были завезены в Японию из Китая в 6-ом веке для защиты от крыс и мышей священных
буддийских свитков. Согласно другим источникам, кошек завезли в Японию в 10 веке –
китайские послы подарили 5 кошек японскому императору. Такой подарок считался очень ценным.
Каждая кошка получила имя и титул придворного. Когда одна из кошек родила котят, император
дал каждому котёнку имя и титул, приставил к каждому котёнку целый штат придворных, а своим
детям вменил в обязанность руководить воспитанием и выращиванием котят.
Одной из основных отраслей экономики в средневековой Японии было производство шёлка. В 1602
году из-за нашествия мышей страна стала терять популяцию шелковичных червей – мыши
поедали их коконы. Указом императора все кошки были выпущены из дворца для борьбы с
грызунами. Так кошки перестали быть привилегией императора. Вскоре они населили дома простых
японцев. При этом почтительное отношение к кошкам сохранялось: их нельзя было продавать и
покупать, причинение вреда кошке считалось преступлением.
Экспонаты Лувра
Луи Ленен «Счастливая семья», выставлена в Лувре, написана в 1642 году. Отражает настроение людей того времени: кошка признается частью семьи, вхожа в дом, но держится в стороне.
В конце XVII и начале XVIII веков картины с кошками, искусно дополняющими основной сюжет, обретают все большую популярность: сельские сценки, иллюстрации, игривые кошки в компании детей, ласковые питомицы нежных дам. В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начинает покорение Европы. В начале пути это был жанр «второго сорта», существующий скорее ради развлечения, чем ради прибыли. Однако с этого момента сомнений не остается – кошки займут свое место в мире живописи. В XIX веке портер кошки уже не был странностью или блажью богачей – усатая питомица идеально вписалась в быт человека, превратившись из крысолова в нежно любимого члена семьи. Девятнадцатое столетие подарило миру Льюиса Уэйна, Фрэнка Пэтона, Эмиля Брунье и других талантливых живописцев.